Содружество Независимых Государств и его общеэкономическое пространство  

Содружество Независимых Государств и его общеэкономическое пространство

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Жизненную необходимость экономической интеграции для стран — бывших республик СССР можно объяснить рядом причин. Политическая независимость не дала этим странам экономической самостоятельности. После распада СССР молодые государства стали остро ощущать недостаточное развитие производительных сил, усиливающуюся зависимость их экономик от Запада. Объединяя усилия в борьбе против неравноправного разделения труда, бывшие республики СССР добиваются более справедливых экономических отношений. После распада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество Независимых Государств — СНГ.

Весьма важным интегрирующим фактором в рамках СНГ считается наличие совместно созданной, единой и целостной инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммуникационной систем). Нарушение единства существовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает для каждого из государств постсоветского пространства возможность ее эффективной эксплуатации. Важное значение продолжают иметь созданные по единым технико-экономическим условиям и государственным стандартам основные фонды, общая система подготовки специалистов и научных кадров во всех сферах экономики. Одним из главных интегрирующих факторов остается необходимость восстановления и развития более тесного торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ.

Основополагающими правовыми документами СНГ являются Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанное Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г., Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли еще 8 стран — Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ, содержащий основные направления деятельности Содружества, среди которых первоочередными являются: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, координация кредитно-финансовой и социальной политики, содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов, создание общего информационного пространства, осуществление совместных природоохранных мероприятий, осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Правовой базой для развития экономических интеграционных связей в рамках СНГ стал Договор о создании Экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 г. Договор символизировал осознание необходимости интеграционного взаимодействия, потребности сделать приоритетными экономические аспекты интеграции, получить реальные результаты, взаимные выгоды от тесного межгосударственного сотрудничества. Договором было предусмотрено поэтапное углубление интеграции путем создания зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного союза, что несомненно открывало широкие просторы для развития международного бизнеса.



Для реального функционирования Экономического союза нужны конструктивные решения, обоснованная концепция его строительства, которая была определена в Перспективном плане интеграционного развития СНГ, принятом 21 октября 1994 г. В этом Плане предусматривалось как минимум восстановление прежних хозяйственных связей, а также формирование таможенного и платежного союза.

Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами государств-участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводит четыре заседания в год, СГГ — два. Председательство в СГГ и СГП, как и в других уставных органах Содружества, осуществляется поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников на срок не более года, при этом предшествующий и последующий председатели являются сопредседателями действующего председателя. В целях координации деятельности стран Содружества во внешнеполитической сфере учрежден Совет министров иностранных дел.

Нереализованность потенциальных возможностей взаимного сотрудничества в рамках СНГ является одной из основных причин низкого удельного веса СНГ в основных показателях ведущих интеграционных объединений мира (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Удельный вес ведущих региональных интеграционных объединений
в мировых экономических показателях, (%)

Показатель Объединение
НАФТА ЕС АТЭС СНГ
Население
ВВП (по паритету покупательной способности)
Государственные расходы 1,5
Экспорт
Потребление энергии
Инвестиции

Источник: Круглый стол Совета Федерации. Вып. 9. Россия, СНГ в мировой экономике: сотрудничество и соперничество. М., 1999; Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. М.: Экономистъ, 2003; World Trade Report. The WTO, 2005. P. 19.

К началу XXI в. СНГ не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числе организацию качественно новых экономических отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение общего экономического пространства.

Геоэкономические особенности стран — бывших республик СССР, культурная общность их народов и другие социально-экономические и природные особенности дают Содружеству возможность интенсивного развития и углубления экономической интеграции на общем экономическом пространстве. При эффективном развитии интеграции в рамках СНГ международный бизнес может способствовать более быстрому и безболезненному преодолению экономического кризиса, бедности и экономического отставания во всех странах-участницах, а также завоеванию СНГ достойного места в мировом сообществе и мировой экономике.

В октябре 2000 г. в Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который является не только формой правового и организационного оформления объединения пяти государств, но и основой перевода их межгосударственного сотрудничества на новый уровень. Сообщество сформировано на фундаменте накопленного партнерами опыта взаимодействия в торгово-экономической, социальной и гуманитарной областях и наработанной ранее нормативно-правовой базы. Целями ЕврАзЭС провозглашены: эффективное продвижение процесса укрепления таможенного союза и единого экономического пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах.

Договор определяет компактную и эффективную организационную структуру сообщества. Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, заседания которого проводятся на уровне глав государств-членов не реже одного раза в год и на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Основными задачами постоянно действующего Интеграционного комитета (ИК) определены: обеспечение взаимодействия органов сообщества, подготовка предложений и проектов решений по обсуждаемым вопросам, контроль за их исполнением. В состав ИК входят заместители глав правительств государств-участников. Текущую работу сообщества в период между заседаниями ИК обеспечивает Комиссия постоянных представителей, назначаемых главами государств. Организация и информационно-техническое обеспечение возлагаются на Секретариат ИК, возглавляемый генеральным секретарем.

Организационно-правовое оформление экономического объединения пяти государств — участников СНГ полностью вписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции и ни в коей мере не противоречит перспективам развития сотрудничества в рамках СНГ. Более того, в ЕврАзЭС будут проходить апробацию формы и методы экономического взаимодействия, которые затем можно будет применять и на более широкой основе. Являясь открытым объединением, Евразийское экономическое сообщество готово и способно сыграть роль катализатора и локомотива интеграционных процессов на экономическом пространстве двух континентов — Европы и Азии, что откроет еще большие просторы для ведения международного бизнеса.

Итак, сформировавшиеся в различные годы прошлого столетия межстрановые интеграционные объединения на региональных экономических пространствах пяти континентов мира продолжают развиваться и укреплять свои политические и экономические позиции в XXI в. По мере их количественного и качественного роста будет расти и их роль в новой глобальной экономике текущего столетия.

Главными стратегическими задачами существующих интеграционных союзов в современных условиях становятся следующие:

В надлежащем выполнении перечисленных выше задач видится перспектива роста роли и значения межстрановых интеграционных союзов в эпоху глобализации мировой экономики.

Вопросы для самопроверки


8232439453267354.html
8232485189744107.html

8232439453267354.html
8232485189744107.html
    PR.RU™