Проблема мышления и речи в бихевиоризме

Дж. Уотсон: Мышление есть поведение, двигательная активность, совершенно такая же, как игра в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия. Мышление также представляет собой мускульное усилие и именно такого рода, каким пользуются при разговоре. Мышление является просто речью, но речью при скрытых мускульных движениях [22, c. 43].

С.: Значит, мышление - это беззвучная речь?

А.: Не совсем так, хотя у бихевиористов можно найти и эту формулу.

Дж. Уотсон: Бихевиористы в настоящее время считают, что всякий раз, когда индивид думает, работает вся его телесная организация (скрыто), каков бы ни был окончательный результат: речь, письмо или беззвучная словесная формулировка. Другими словами, с того момента, когда индивид поставлен в такую обстановку, при которой он должен думать, возбуждается его активность, которая может привести, в конце концов, в надлежащему решению. Активность выражается: 1) в скрытой деятельности рук (мануальная система реакций); 2) чаще - в форме скрытых речевых движений (вербальная система реакций); 3) иногда - в форме скрытых (или даже открытых) висцеральных реакций... [Там же].

С.: Каких-каких?

А.: Висцеральные означает реакции внутренних органов, например кишечника.

Дж. Уотсон: Если преобладает 1-ая или 3-я форма, мышление протекает без слов. Бихевиористы высказывают предположение, что мышление в последовательные моменты может быть кинестетическим, вербальным или висцеральным (эмоциональным)... Эти соображения показывают, как весь организм вовлекается в процесс мышления...; они доказывают, что мы могли бы все же каким-то образом мыслить даже в том случае, если бы не имели вовсе слов. Итак, мы думаем и строим планы всем телом... [22, c. 44-45].

С.: А я всегда считал, что мышление невозможно без слов.

А.: В курсе психологии мышления ты узнаешь, что существует так называемое "наглядно-действенное" мышление, которое совершается посредством действия; существует и образное мышление, когда человек "мыслит образами", существует мышление и других типов, но о них мы еще очень мало знаем. Бихевиористы при всей их механистичности защищали идею различных типов мышления, которая, кстати, не всеми психологами признавалась. Заслуживает внимания и то, что любое мышление, согласно бихевиористам, всегда представляет собой физиологический процесс, который можно уловить с помощью приборов; нет такой "чистой" мысли, которая не была бы облечена в скрытые физиологические - или может быть физические - процессы, что было подтверждено в ряде последующих трудов, в том числе отечественных психологов [25].

С.: Значит, и в бихевиористском подходе есть своя правда.


8231936132363497.html
8231977650999505.html

8231936132363497.html
8231977650999505.html
    PR.RU™